НАРОДНАЯ, ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ — РАЗБИРАЕМ ВИДЫ КУЛЬТУР НА ЕГЭ И ОГЭ ПО ОБЩЕСТВУ
А
Ключевые слова: типы культур, массовая культура, элитарная культура, народная культура, особенности массовой, элитарной, народной культуры, взаимосвязь и развитие культур
А
В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую. Деление культуры на элитарную и народную утвердилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-классовым расслоением общества.
а
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
Народная культура включает ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда.
В середине XIX в. английский археолог Джон Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk — народ, lore — знания, мудрость).
Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства.
Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.).
В народном искусстве получают свое отражение представления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками.
А
А
ФОРМЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного исторического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности — идеалы добра, красоты, справедливости, солидарности.
Это искусство творилось и в совместном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении многочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим).
Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Исполняется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фамилий постановщика, хореографа и т. п.).
Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.
А
а
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами.
Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве.
а
СПЕЦИФИКА ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ
До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано, прежде всего, недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения.
Многие считали, что, как только эти факторы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет».
Однако действительность оказалась иной. Востребованной широкими слоями общества оказалась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой. Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культуры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хорошего вкуса.
Те, кому эти качества не присущи, а их всегда в обществе большинство, остаются «глухими» к творениям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.
Высокое искусство предполагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформление тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.
А
а
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX—XX вв. так называемого массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему производство товаров.
Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д.
А
ПОЯВЛЕНИЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Затронули процессы стандартизации и духовную культуру. Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг — социально значимое свободное время.
В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д.
Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда. Использование в производстве новых технологий, расширение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального.
А
ЭВОЛЮЦИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ — НОВЫЕ РЕАЛИИ
Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании было введено обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия была отменена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры — массовая литература.
Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.
Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое потребление. Создавались отрасли производства, обслуживающие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья. При этом качественный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.
А
АААА
А
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМЕ
А
ТРАНСФОРМАЦИЯ АУДИТОРИИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Литературные и художественные критики зафиксировали исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудитории. Отмечалось, что меняется социальная ориентация искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным.
Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков видимым отсутствием здравого смысла и эстетической незрелостью.
Например, когда в Москве одновременно проводились две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущественно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сюжетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.
В последующие десятилетия происходили важные социальные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселение коммунальных квартир.
Стало развиваться массовое телевещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.
Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические кафе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать неформальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.
Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в глазах населения, хотя власти гневно обрушивались на «мещанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демонстрационного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых московских международных кинофестивалей и промышленных выставок.
А
А
КАК МАССОВАЯ КУЛЬТУРА РАЗВИВАЕТСЯ В МИРЕ И В РОССИИ
Общим в развитии массовой культуры на Западе и в нашей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру.
К особенностям развития массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных городах.
Реклама в ряде случаев не действует по прямому назначению, не несет потребителю полезную информацию о товарах и услугах.
Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в расчете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как признаки элитарности. Но в таком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сглаживающей противоречия социального неравенства.
А
А
Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интернет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой.
Эти каналы получили название средств массовой (поскольку сообщение поступает сразу к большим группам людей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества. У нас их чаще называют средствами массовой информации (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.
А